Поиск по сайту

Главная

Оброзование

Бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной

защиты населения «Социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних» Алексеевского района

Принята:

На методическом объединении

педагогических работников

Протокол № 4

«0 6 » декабря 2016 г.

Утверждена:

Приказом БУСОССЗН «СРЦдН» Алексеевского района

от 06.12.2016 г. №177/1 п/д

                  

Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогического направления

«Будущее начинается сегодня»

Возраст обучающихся 7-18 лет

Срок реализации 6 месяцев

                                                                            

с. Советское 2016

2.Пояснительная записка

Введение

    Современный     мир   прекрасен    и   удивителен,   казалось бы, он перенасыщен разнообразными      программами   досуга, вещами, предметами,   с   помощью которых человек, а частности ребёнок

может сам организовать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем   более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины   носят двусторонний    характер – субъективный и объективный. Причины    субъективного характера – отношения в семье или личное нежелание ребёнка организовать содержательно свой досуг, причины   объективного же характера -   социально – экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на    сегодняшний   день остро стоит проблема   организации и реализации досуга    детей и подростков.

    2.Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности «Будущее начинается сегодня» адресована    детям социально – реабилитационных центров для несовершеннолетних    попавшим в трудную жизненную ситуацию в   возрасте   от   7 до 18 лет. Программа построена   на личностно – ориентированном подходе к ребёнку и семье, в которой он воспитывается.

     Её содержание   учитывает государственный   стандарт социального обслуживания в виде оказания реабилитационных услуг воспитанникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

    3. Новизна программы заключается в практико-ориентированном характере содержания, которое позволяет систематически вовлекать подростков в специально организованную деятельность, направленную на формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении, сохранение духовно – нравственного здоровья воспитанников, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

   4. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы состоит в том, что позволяет параллельно решать задачи нескольких Государственных программ и приоритетных направлений. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно   система дополнительного образования, имеющая условия для развития   творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности    и патриотизма ребёнка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса, так как только при воздействии     всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности.

    5. Педагогическая целесообразность направлена на развитие и социализацию воспитанника в социуме.

     Программный материал разделён на 6 модулей. Последовательность   и нагрузка занятий зависит от уровня знаний   и умений ребёнка, от его реабилитационного потенциала. Поэтому последовательность и объём освоения детьми отдельных модулей и программы в целом для каждого воспитанника, поступающего на реабилитацию, определяется индивидуально. Срок освоения программы   социально – педагогической направленности «Будущее начинается сегодня» рассчитан на 6 месяцев реабилитации, включающих в себя по 12 занятий в неделю.

     6.Цель программы: компенсация   и коррекция практических навыков и умений, обеспечивающих успешную ориентировку в окружающем мире и дома, создание благоприятных условий для организации содержательного досуга детей и их участие в мероприятиях.

     Ведущая идея программы – создание комфортной сферы педагогического общения, развитие способностей, понимания себя и «другого», социализация путём получения знаний.

В разработке Программы использованы следующие нормативно- правовые документы:

1.Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; 2.Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 233 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.97 № 212).

3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, созданию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

4.Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.02 № 30-15-433/16).

5.Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей. Министерства образования РФ (письмо от 11.12.2006 №06-1844)

6.Конвенция о правах ребенка.

7.Устав учреждения.

       

7. Задачи   дополнительной образовательной   программы:

     - создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, самореализации;

     - формирование у детей жизненно – необходимых умений и навыков;

     - ознакомление с социальной значимостью труда;

     - воспитание чувства прекрасного, развитие эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;

     - сплочение воспитанников центра через совместную деятельность;

     - формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;

     - сохранение духовно – нравственного здоровья воспитанников, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

        Организация активного развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг детей. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.

         В результате деятельности по данной программе воспитанники должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии приводит   к самореализации собственного «Я».

         Освоение    содержания    программы    «Будущее     начинается    сегодня» происходит через следующие   виды занятий:

      - индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия;

      - мастер - классы;

      - экскурсии;

      - вечера - встречи;

      - выставки;

      - посещение концертов;

      - беседы – диспуты;

      - сюжетно – ролевые игры;

      - праздники и развлечения;

      - чтение художественной литературы;

      - трудовая деятельность;

      - индивидуальные консультации с родителями.

8.Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной программы. Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности «Будущее начинается сегодня» адресована    детям социально – реабилитационных центров для несовершеннолетних    попавшим в трудную жизненную ситуацию в   возрасте   от   7 до 18 лет. Программа построена   на личностно – ориентированном подходе к ребёнку и семье, в которой он воспитывается.

     Её содержание   учитывает государственный   стандарт социального обслуживания в виде оказания реабилитационных услуг воспитанникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

9.Срок реализации дополнительной образовательной программы     Программный материал разделён на 6 модулей. Последовательность   и нагрузка занятий зависит от уровня знаний   и умений ребёнка, от его реабилитационного потенциала. Поэтому последовательность и объём освоения детьми отдельных модулей и программы в целом для каждого воспитанника, поступающего на реабилитацию, определяется индивидуально. Срок освоения программы   социально – педагогической направленности «Будущее начинается сегодня» рассчитан на 6 месяцев реабилитации, включающих в себя по 12 занятий в неделю.

Продолжительность занятия – 45 минут. Итого 288 часов, теоретических 130, практических 158 часов.

Современные технологии, методы, принципы и формы, используемые при проведении занятий:

      При реализации данной программы применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые.

Применяются следующие методы и формы воспитания:

Метод формирования сознания, который относится к группе способов воспитывающего воздействия на различные стороны сознания – на интеллект, чувства и эмоции, волю.

Метод формирования поведения реализуется через воспитывающие ситуации на мероприятиях.

Выделяются, закрепляются и формируются в опыте детей и подростков положительные способы и формы поведения и нравственной мотивации, которые отвечают намеченной воспитательной цели.

Метод стимулирования деятельности и поведения :

поощрение – положительно оцениваются действия каждого воспитанника, что в результате дает всплеск положительных эмоций в ребенке, вселяет уверенность в нем, создает приятный настрой на мероприятие, повышает в воспитаннике ответственность.

наказание – предупреждаются и пресекаются негативные проявления в поведении или поступках воспитанника, делается это тактично, не унижая собственного достоинства ребенка, чтобы у него возникла потребность изменить свое поведение.

соревнование – создаются условия для реализации естественной потребности детей к соперничеству, что дает эффективные результаты в достижении воспитательной цели, мощную мобилизацию всех сил и умений воспитанников.

       Воспитательный процесс выстраивается в форме воспитательного дела (ВД). Используется комплексный подход в основе ВД, при котором формируются нравственно-патриотическое поведение, эстетическое отношение к природе, истории малой Родины, всей страны, труду, поведению, искусству, уважительное отношение к русским народным традициям.

Вся работа с детьми и подростками строится на следующих принципах воспитания:

Принцип общественной направленности воспитания, который объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.

Принцип опоры на положительное, который требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные, когда отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога.

Принцип гуманности воспитания, который рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности, где гуманизм изначально представлен как «человеколюбие», создает предпосылки для самореализации личности.

Личностный подход как принцип воспитания, который требует учета всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.

Принцип единства воспитательных воздействий, который основан на реальном взаимодействии всех институтов и агентов воспитания: семьи, школы, общественных организаций, воспитателей, родителей, представителей общественности и т.п.

    10. Формы и режим занятий. Освоение    содержания    программы    «Будущее     начинается    сегодня» происходит через следующие   виды занятий:

      - индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия;

      - мастер - классы;

      - экскурсии;

      - вечера - встречи;

      - выставки;

      - посещение концертов;

      - беседы – диспуты;

      - сюжетно – ролевые игры;

      - праздники и развлечения;

      - чтение художественной литературы;

      - трудовая деятельность;

      - индивидуальные консультации с родителями.

Для решения задач программы используются различные формы в работе по организации мероприятий:

●формы организации мероприятий: массовые, групповые, индивидуально-групповые.

●основные формы в общении с детьми и подростками: монолог (в меньшей степени), диалог (в большей степени), дискуссия, полилог (обмен мнениями).

     В воспитательной работе с детьми вариативно используются комплекс методов: метод рассказа, беседы, дискуссии, демонстрации, видеометод, практический, метод познавательной игры, создание проблемных воспитывающих ситуаций. Для развития самостоятельности и творчества воспитанников используется частично-поисковый метод, который заключается в организации активного поиска решения выдвинутых познавательных задач по маршрутным картам, листам на основе эвристических указаний.

    При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность воспитанников (познавательная, интеллектуальная, экологическая, творческая, физическая), учитываются их возрастные и психофизические возможности. Познавательно развлекательные программы и мероприятия разрабатываются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей . Заранее продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в сценарии мероприятий путем включения в сюжет новых заданий, реквизита.

В конце каждой программы проводится рефлексия: происходит обмен мнениями и впечатлениями между персонажами и воспитанниками, закрепляются новые знания. В педагогической деятельности используется демократический стиль воспитания, проявляется дружеская расположенность, терпение, тактичность, уважение к воспитанникам. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, которая преобладает на каждом мероприятии, позволяет активизировать творческие способности воспитанников

Воспитанник должен знать (планируемые результаты):


1. Свое имя и фамилию, имена близкого окружения, название города (села, района), улицы, номер дома (квартиры); последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены девочки (девушки), правила ухода за предметами личной гигиены, виды косметических средств, название вещей личного пользования и их назначение, правила ухода за кожей лица и волосами. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя. 

2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью.

3. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, способы заваривания чая, правила безопасности пользования ножом, электрическим чайником.

4. Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях.

5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома.

 6. Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний), порядок приобретения билетов, правила передвижения на велосипеде, правила поведения в транспорте.

7. Знать элементарные правила поведения на улице, дороге, правила поведения пешехода.

8. Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них.

9. Основные средства связи, виды почтовых отправлений.

10. Виды медицинской помощи, медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов, способы вызова врача на дом.

В результате освоения программы воспитанник должен уметь:

1. Совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за собой.

2. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.

3. Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам, составлять меню.

4. Следить за своей осанкой, походкой, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).

5. Поддерживать порядок в своей комнате, ухаживать за комнатными растениями.

6. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного движения).

7. Уметь расплатиться за покупку в магазине.

8. Писать адреса на конверте.

9. Обратиться за помощью к взрослому в случае необходимости.

Программа «Будущее начинается сегодня» адресована    детям социально – реабилитационных центров для несовершеннолетних    попавшим в трудную жизненную ситуацию в   возрасте   от   7 до 18 лет.
Реализация программы направлена на:

- развитие воспитанника на основе его возможностей;
-        развитие творческих способностей.

11.Ожидаемые результаты и способы проверки ожидаемых результатов:

Предметные результаты соотнесены с обучающими задачами и сформулированы в соответствии с требованиями к знаниям и умениями, приобретёнными воспитанниками в процессе обучения по программе.

     -   анализ подготовки и проведения занятия;

     - мониторинг удовлетворённости воспитанников участием в занятии;

     - диагностика эмоционального фона в начале и в конце занятия

( беседы, отзывы, наблюдение, анкетирование);

     - самоанализ организационной деятельности;

     - количественные показатели ( количество проведённых занятий, охват участников мероприятий, охват зрителей);

     - социальные показатели (заинтересованность воспитанников);

    - учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.

       Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы проводится в форме выставок, фестивалей, соревнований, проектной деятельности, исследовательских конференций, конкурсов, заседаний круглого стола.

       Для реализации программы необходимы определённые условия:

       1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.

       2. Привлечение к организации и проведении мероприятий по программе увлечённых творческих личностей с большим творческим потенциалом.

       3. Самореализация творческого и индивидуального потенциала воспитанников Центра.

       Данная программа включает в себя план мероприятий. Принимаемых в начале каждого учебного года. Традиционными в этом отношении являются:

     

       - мероприятия внутри Центра (дни рождения воспитанников, игры – знакомства, тематические мини – концерты, конкурсы, игровые программы, викторины, беседы, акции и другие).

       - праздничные программы,   приуроченные   к определённым календарным   датам и организованные для Центра ( День Матери, Новый гол, 23 февраля, 8 марта и другие).

        В реализации программы принимают участие воспитанники Центра.

Модуль 1 (45 часов) теоретические занятия 17,4

практические занятия 27,1

«Здоровый образ жизни» (ЗОЖ)

Цель:

- усилить мотивацию к ведению здорового образа жизни, как необходимого условия самосовершенствования;

- воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;

Задачи:
- формирование культурно-гигиенических умений и их включение в повседневную жизнь ребенка;

- формировать позитивное отношение воспитанников к ведению здорового     образажизни.

Модуль 2 ( 25 часов) теоретические занятия 9,8

практические занятия 15,2

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Цель:

- научить и подготовить воспитанников   избегать экстремальных ситуаций, а если они случились, найти вовремя правильное решение;

- расширить и углубить знания по безопасности дома, на улице, в транспорте и в опасных ситуациях.


Задачи:

- ознакомление с предметами, опасными для жизни и здоровья детей и последствиями неосторожного обращения с такими предметами;


- совершенствование умения свободно ориентироваться в помещении и на улице;

- формирование и совершенствование умений и навыков, возможных в повседневной жизни, в опасных ситуациях.

Модуль 3 ( 60 часов ) « Семья »

теоретические занятия 24

практические занятия 36

Цель:

- создание условий для сотрудничества детей и взрослых.

Задачи:

- формирование понятий: «семья», «члены семьи», « взаимоотношения в семье»;

- взаимодействие с семьей в целях гармоничного развития и воспитания здоровой личности ребенка;

- воспитание бережного отношения к семейным традициям.

Модуль 4« Россия – Родина моя » (60 часов)

теоретические занятия 27

практические занятия 33

Цель:

- создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств к любви и преданности своей Родины;

- заложить основы гражданственности, воспитывать чувство гордости за свою страну.

Задачи:

- формировать уважительное отношение к культуре родной страны –России;

- познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном;

- развивать интерес к истории своей Родины;

- формировать нравственно-патриотические качества.

Модуль 5 ( 50 часов)

« В здоровом теле – здоровый дух!» теоретические занятия 22

практические занятия 28

Цель:

-вовлекать детей в систематические занятия спортом, физической культурой;

- содействие сохранению здоровья каждого воспитанника, укреплению здорового общества.

Задачи:

- заинтересовать детей в выборе поведения и поступков, приносящих пользу здоровью;

- дать представление о значении для здоровья человека витаминов и физкультуры;

- формировать у воспитанников активную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.

Модуль 6 (48 часов) теоретические занятия 29,5

практические занятия 18,5

« Азбука нравственности»

Цель:

- формирование представления у детей о нравственных понятиях («нравственность», «доброта», «милосердие», «справедливость», «честность», «вежливость», «уважение» и другие - как слагаемых нравственности).

-  воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;

Задачи:.

- сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

- способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

 - воспитание сознательного отношения к нравственным ценностям - стремления соизмерять поведение своё и окружающих с нравственными принципами, правилами.

Учебно – тематический план на 6 месяцев

П/п

Раздел, тема

Количество

часов

всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

«Здоровый образ жизни» (ЗОЖ)

45

17,4

27,1

1.1

Вводное занятие. «Основные части тела человека и его значение»

      1

0,5

       0,5

1.2

Беседа« Чистота – залог здоровья». (Как привить детям культурно – гигиенические навыки)

      1

         0.5

       0,5

1.3

Воспитательный час «Учим ребёнка аккуратности и опрятности»

      1

         -

        1

1.4

Практическое занятие «Учимся одеваться самостоятельно»

      1

         -

        1

1.5

Занятие – игра. Подростковый возраст, его особенности. Беседы о правилах личной гигиены девочек и мальчиков.

      1

        0,5

       0,5

1.6

Трудовой десант. Конкурс «Порядок в шкафу», «Лучшая спальня»

      1

         1

        -

1.7

Презентация. Ситуативные разговоры с детьми по формированию КГН.

      1

         -

       1

1.8

1.9

Практическое занятие «Большая стирка», «Учимся стирать, гладить, пользоваться машинкой»

      2

         1

       1

1.10

1.11

Практическое занятие. Оформление папки-передвижки

« Будем чистыми и опрятными»

       2

          1

       1

1.12

Фото-вернисаж. Оформление фотовыставки. «Вот что я умею»

       1

          0,5

        0,5

1.13

Практическое занятие. Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

       1

           -

         1

1.14

Мероприятие – развлечение. «В гостях у Мойдодыра»

       1

          0,2

       0,8

1.15

Сюжетно – ролевые игры. «Школа Мойдодыра». Дидактические игры «Найди лишнее», «Доскажи слово»

       1

          1

         -

1.16

Конкурс рисунков «Одежда моей мечты»

       1

        0,5

        0,5

1.17

Практическое занятие. Аппликация «Мыльные пузыри», «Красивое полотенце»

       1

        0,5

        0,5

1.18

1.19

Сюжетно – ролевые игры. «Парикмахерская», «Гигиена тела», «Гигиена питания»

       2

        0,5

         1,5

1.20 1.21

Занятие – игра. Зарядка. Ее значение. Создание презентации «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

      2

        0,5

         1,5

1.22

Практическое занятие. «Утренняя зарядка для здорового и активного образа жизни»

      1

       0,5

       0,5

1.23 1.24

Чемпионат. День здоровья в спортивном зале (спортплощадка)

      2

         0,5

        1,5

1.25

1.26

Беседа–диалог. «Курить - здоровью вредить». Анкетирование воспитанников.

      2

          1

         1

1.27

1.28

Беседа-диалог. «Вред наркотиков, психотропных веществ и спайсов»

      2

        1

        1

1.29

Беседа – диспут. «Думай о будущем и выбирай жизнь без ВИЧ»

1

1

-

1.30 1.31

Мозговой штурм. Изготовление и распространение буклетов- памяток по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями «Выбери действие- выбери жизнь!»

      2

          0,5

          1,5

1.32 1.33

Акция «Мы всегда за здоровый образ жизни». Выпуск (ЗОЖ) и распространение буклетов.

2

0,5

1,5

1.34 1.35 1.36

1.37

Практическое занятие.

Проект «Территория здоровья»

4

1

3

1.38

Эвристическая лекция. Природа и мы. Экологические проблемы и катаклизмы. Как человек влияет на природу.

1

          1

-

1.39

Открытое занятие. Мероприятие по экологии. «Как мы можем защитить природу!»

      1

          0,2

          0.8

1.40 1.41

Устный журнал «По страницам Красной книги»

      2

          0,5

          1,5

1.42

Экологическая викторина «Полна загадок чудесница природа»

      1

          0,5

          0,5

1.43

Игровая программа «Времена года»

      1

           0,5

          0,5

1.44

1.45

Экскурсия «Красота родного края»

      2

          0,5

          1.5

2.

«Основы безопасности жизнедеятельности»

25

9,8

15,2

2.1

Воспитательный час «Правила дорожные знать каждому положено!»

1

0,5

0,5

2.2

Викторина «Правила движения мы узнали – на дороге внимательными стали»

1

-

1

2.3

Конкурс рисунков «Светофор и друзья!»

1

-

1

2.4

Интеллектуальная игра для старших классов «Эх, дороги»

1

1

-

2.5

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в автобусе»

1

-

1

2.6

Беседа – игра « Дорожная азбука»

1

1

-

2.7

Игра- викторина «Угадай дорожный знак»

1

0,5

0,5

2.8

Познавательно – игровая программа «Азбука безопасносности» (улица, вода, дом)

1

1

-

2.9, 2.10

Беседа «О правилах важных - пожароопасных». Экскурсия в пожарную часть с.Советское

2

0,5

1,5

2.11

Тест – игра «Чтобы с пожаром бороться умело – знать каждому нужно пожарное дело!»

1

-

1

2.12

Игра –эстафета «Электричество и дети»

1

-

1

2.13

Презентация «Газ опасным может стать, если правила не знать»

1

-

1

2.14

Режиссерская игра «Пожар в лесу»

1

0,5

0,5

2.15

Спортивное мероприятие «Водолазы спешат на помощь»

1

0,3

0,7

2.16

Устный журнал «Терроризм – зло против человечества»

1

0,5

0,5

2.17

2.18

Беседа-диалог «Скажи экстремизму - НЕТ!». Анкетирование воспитанников.

2

1

1

2.19

Воспитательный час. «12 правил, как не попасть в секту»

1

0,5

0,5

2.20

Практическое занятие. Как надеть противогаз и средство индивидуальной защиты.

1

0,5

0,5

2.21

Практическое занятие. Эвакуация воспитанников.

1

0,5

0,5

2.22

Консультация. Общие правила оказания первой медицинской помощи.

1

0,5

0,5

2.23

Репетиция. Общие правила транспортировки пострадавшего.

1

0,5

0,5

2.24 2.25

Практическое занятие. «Если ты попал в беду» (оказание первой медицинской помощи и транспортировка пострадавшего).

2

0,5

1,5

3.

«Семья»

60

          24

36

3.1

Вводное занятие. Понятие семьи, её функции.

1

1

-

3.2

Беседа - диалог «Семья глазами ребенка»

        1

          1

          -

3.3

Час правовой грамотности «Права и обязанности каждого члена семьи»

1

1

-

3.4

Гостиная. Заповеди библии. Нравственные нормы и поведение людей.

        1

         0,5

        0,5

3.5

Реабилитационное занятие «Родственные связи»

        1

         0,5

        0,5

3.6

3.7

Занятие с элементами арт – терапии «Портрет моей семьи»

        2

          1

         1

3.8

3.9

Диспут «Семья…как много в этом слове»

        2

          1

         1       

3.10

Беседа – диалог «Семейные ценности и традиции»

        1

         0,5

0,5

3.11

Час правовой грамотности «Конфликты в семье. Причины. Пути решения»

1

0,5

0,5

3.12

Устный журнал: «ЗОЖ – залог счастливой семейной жизни»

1

0,5

0,5

3.13

3.14

Практическое занятие. Домашние обязанности.

2

1

1

3.15

3.16

3.17

3.18

Проект «Семейный очаг»

4

0,5

3,5

3.19

Акция « Детство - это дело серьезное»

1

0,5

0,5

3.20

3.21

3.22

Студия. Демонстрация фильмов о семье

3

1

2

3.23

Фестиваль. Наш вернисаж «Счастливое детство» (конкурс рисунков)

1

0,5

0,5

3.24

3.25

3.26

Сбор. Творческая работа «Жила-была семья»

3

0,5

2,5

3.27

3.28

Практическое занятие-игра «Дом счастья»

2

0,5

1,5

3.29

3.30

3.31

3.32

Смотрины. Домашний «Эрмитаж» (рисунки или рукодельные изделия для украшения комнат дома)

4

0,5

3,5

3.33

3.34

Выставка детских рисунков «Моя мама лучше всех»

2

0,5

1,5

3.35

Викторина «Всех царей главнее дети»

1

1

-

3.36

Практическое занятие «Навыки самообслуживания в семье»

1

1

-

3.37

Психологическая игра: «Дружная семья»

1

0,5

0,5

3.38

Экономический тест: «Как сохранить и приумножить семейные сбережения»

1

0,5

0,5

3.39

3.40

3.41

Практическое занятие «Поход в магазин». Планирование покупок для всей семьи.

3

1

2

3.42

Тестирование. Учимся быть экономными: «Хорошая ли вы хозяйка, хозяин?»

1

-

1

3.43

3.44

3.45

Практические курсы: «Азбука кухни»

3

0,5

2,5

3.46

Диспут-размышление: «Что такое лицо дома»

1

0,5

0,5

3.47

Практическое занятие «Ласковое слово родным вам людям»

1

-

1

3.48

Устный журнал: «ЗОЖ – залог счастливой семейной жизни»

1

0,5

0,5

3.49

КВН. Работа с пословицами: «Горе тому, кто непорядком живёт в дому», «Дом не велик, да лежать не велит»

1

0,5

0,5

3.50

3.51

3.52

Студия. Демонстрация фильмов о семье

3

1

2

3.53

Практическое занятие «Ласковое слово родным вам людям»

1

0,5

0,5

3.54

Тренинг. Родительская энциклопедия

«Мой сын (моя дочь)»

1

0,5

0,5

3.55

Ситуативно–ролевая игра «Домашний труд – забота всей семьи»

1

0,5

0,5

3.56

Экономический тест: «Хорошо ли мы умеем покупать продукты потребления»

1

0,5

0,5

3.57

3.58

Беседа «Мы семья, а это значит- справимся с любой задачей!»

2

1

1

3.59

Тренинг «Семья как источник радости и духовного совершенствования»

1

0,5

0,5

3.60

Итоговое занятие раздела «Семья и я»

1

0,5

0,5

4.

«Россия-Родина моя»

60

27

33

4.1

Тематическое занятие «С чего начинается Родина?».

1

0,5

0,5

4.2

Беседа «Конституция- основной гарант российской государственности»

1

0,5

0,5

4.3

Презентация «Герб, флаг и гимн России»

1

0,5

0,5

4.4

4.5

Концерт. Подготовка и проведение мероприятия ко дню Конституции

2

0,5

1,5

4.6

День флага Белгородской области

1

0,5

0,5

4.7

Беседа. Что такое с геральдика?

1

0,5

0,5

4.8

Заочная экскурсия. Знакомство с историей Кремля, его достопримечательностями. Закрепление знаний детей о современной Москве

1

1

-

4.9

Урок-презентация. Русский народ: культура, традиции и обычаи.

1

0,5

0,5

4.10

Час беседы «Мы разные, но мы вместе»

1

0,5

0,5

4.11

Беседа. День народного единства.

1

0,5

0,5

4.12

Творческая встреча. Чтение стихов о Родине, об Отчизне

1

0,5

0,5

4.13

Воспитательский час «Мой край родной, возлюбленный на веки»

1

0,5

0,5

4.14

Круглый стол «Моя Белгородская семья»

1

0,5

0,5

4.15 4.16

Заседание клуба эрудитов «Край наш белгородский, родная земля»

2

1

1

4.17

Презентация «Художники края детям»

1

0,5

0,5

4.18

Диспут. Наши знаменитые земляки

1

0,5

0,5

4.19, 4.20

Урок – презентация «На Белгородчине я живу»

2

1

1

4.21

Виртуальная экскурсия по Белгородской области

1

-

1

4.22 4.23 4.24 4.25

Экскурсия в г. Белгород «Красота родного края»

4

0,5

3,5

4.26

Викторина «Народные мастера Белгорода»

1

0,5

0,5

4.27

Ярмарка идей. Знакомство с достопримечательностями родного края. Понятие «малая родина».

1

0,5

0,5

4.28 4.29

Творческая мастерская. Встреча с поэтами - земляками «Моя малая родина»

2

0,5

1,5

4.30

Викторина. «Красота природы и родного края».

1

0,5

0,5

4.31

Беседа по серии сюжетных картин по теме «Откуда хлеб пришел». «Родная земля — кормилица».

1

0,5

0,5

4.32 4.33

Конкурс народной песни «На зелёном лугу»

2

0,5

1,5

4.34 4.35

Экскурсия в Алексеевский краеведческий музей

2

1

1

4.36

Интерактивная игра «Знай прошлое, живи настоящим, думай о будущем»

1

0,5

0,5

4.37

Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу»,

1

-

1

4.38

Беседа: Защитники Отечества, кто они.

1

0,5

0,5

4.39

Просмотр презентаций:

«Великая Россия»; «Наша армия».

1

-

1

4.40 4.41

Фотовыставка «Мой папа солдат Российской Армии».

2

0,5

1,5

4.42

Мозговой штурм. Игра «Думай, отвечай, как солдат»

1

0,5

0,5

4.43

4.44

Поход. Проведение игры «Зарница»

2

0,5

1,5

4.45

Тематические занятия. История в событиях и лицах. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

1

-

4.46

Класс- концерт. Чтение стихов, пословиц, песен, поговорок, загадок на военную тематику.

1

1

-

4.47

Беседа-диспут. День Победы –главный день.

1

1

-

4.48

Виртуальная экскурсия по залам Центрального музея Великой отечественной войны.

1

0,5

0,5

4.49

Выставка игрушек – самоделок «Парад военной техники».

1

0,5

0,5

4.50

Подвижная сюжетно- ролевая игра «Пограничники».

1

0,5

0,5

4.51

Открытое- занятие. Встреча с участниками боевых действий – защитниками нашего края.

1

0,5

0,5

4.52

Концерт. Празднование Нового года. Его история и традиции.

1

1

-

4.53

Презентация. 8-е Марта -День весны.

1

0,5

0,5

4.54

Игра- путешествие. Неделя игры и игрушки «Учимся, играя».

1

0,5

0,5

4.55

Беседа День космонавтики.

1

0,5

0,5

4.56

Занятие- игра.Великая Пасха. История и традиции праздника.

1

1

-

4.57

Урок- путешествие. День знаний.

1

0,5

0,5

4.58

4.59

Концерт «День Матери». История и традиции праздника.. Выставка детских коллективных работ на тему: «Мамочке любимой посвящаю»

2

0,5

1,5

4.60

Круглый стол на тему: «Россия –Родина моя»

1

0,5

0,5

5.

«В здоровом теле - здоровый дух!»

50

22

28

5.1

Урок-игра «Дружи с водой. Советы доктора воды»

1

0,5

0,5

5.2

Спортивно-игровая программа «В здоровом теле - здоровый дух»

1

-

1

5.3

Беседа «Чистота – залог здоровья»

1

1

5.4

Мини – диагностика «Определение уровня коммуникабельности воспитанников»

1

-

1

5.5

Игровой практикум «Чтобы зрение было хорошим»

1

0,5

0,5

5.6

Познавательная игра – викторина «Олимпийцы»

1

0,5

0,5

5.7

Развлекательно – познавательное мероприятие «Винегрет - шоу»

1

0,5

0,5

5.8

Фотовыставка «Спорт в моей жизни»

1

0,5

0,5

5.9

Спортивно – развлекательное мероприятие «Спортивные забавы»

1

-

1

5.10

Спортивно – развлекательное мероприятие «Состязание здоровячков»

1

-

1

5.11

Познавательно – развлекательное мероприятие «Джунгли зовут»

1

-

1

5.12

Тренинг на развитие эмпатии и эмоциональной чувствительности

1

0,5

0,5

5.13 5.14

Турнир. День здоровья

2

0,5

1,5

5.15

Устный журнал «Парад вредных привычек»

1

1

5.16

Творческая мастерская. Выпуск стенгазеты «Здоровым быть – это здорово»

1

-

1

5.17

Эстафета. Малые олимпийские игры «Здравствуй олимп»

1

-

1

5.18

Тест-тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

1

0,5

0,5

5.19 5.20

Урок-игра «Спортивная ярмарка»

2

1

1

5.21

Беседа «Говорю здоровью – Да!»

1

1

-

5.22

Спортивно – игровая программа «Богатырская сила»

1

-

1

5.23

Конкурс рисунков «Спорт против наркотиков»

1

-

1

5.24 5.25

Занятие- игра. Познавательно – развлекательное мероприятие «Овощи и фрукты –витаминные продукты»

2

1

1

5.26

Беседа «Безопасная жизнь в твоих руках»

1

1

-

5.27

Беседа «Дружить – значит жить»

1

1

-

5.28

Беседа «Что такое сон»

1

1

-

5.29

Конкурс «Занимательная перемена»

1

0,5

0,5

5.30

Спортивное мероприятие «Веселые старты»

1

-

1

5.31

Беседа «Первая медицинская помощь и охрана детей»

1

1

-

5.32

Спортивное мероприятие «Праздник скакалки»

1

-

1

5.33

Тренинг на развитие навыков общения со сверстниками

1

0,5

0,5

5.34, 5.35

Праздник «Школа Светофора»

2

1

1

5.36

Игра - соревнование

«Зверо-аэробика»

1

-

1

5.37

Час развивающих спортивных игр.

1

-

1

5.38

Экскурсия. Посещение библиотеки.

1

0,5

0,5

5.39

Беседа «Чтобы зубы были здоровыми»

1

1

-

5.40

Беседа «Рабочие инструменты человека»

1

1

-

5.41

Урок – игра «Я пришел из школы»

1

0,5

0,5

5.42

Беседа «Если хочешь быть здоров!»

1

1

-

5.43

5.44

Урок – игра «Игры на воде». Экскурсия к водоему

2

1

1

5.45 5.46

Занятие «Доктора природы». Экскурсия в сосновый лес

2

1

1

5.47 5.48

Акция «Бегом от болезней». Выпуск и распространение буклетов.

2

0,5

1,5

5.49 5.50

Проведение олимпиады. День здоровья

2

0,5

1,5

6.

«Азбука нравственности»

48

29,5

18.5

6.1

Беседа-диспут. «Правила поведения в школе»

1

1

-

6.2

Просмотр презентации на тему: «Школьный этикет»

1

1

-

6.3

Воспитательное мероприятие «Правила общения»

1

1

-

6.4

Урок – практикум «Культура внешнего вида»

1

0,5

0,5

6.5

Воспитательный час «Справедливость к себе и одноклассникам»

1

0.5

0.5

6.6

Занятие «Внешкольный этикет»

1

1

-

6.7

Классный час «О добром и вежливом отношении к окружающим людям»

1

0.5

0.5

6.8

Мультмарафон (просмотр мультфильмов) Этическая беседа «Сказка торжество добра и справедливости»

1

1

-

6.9

Беседа «Добро и зло»

1

0.5

0.5

6.10

Дискуссия «Что такое хорошо, и что такое плохо?»

1

0,5

0,5

6.11

Литературная студия. Чтение рассказа Л. Пантелеева «Честное слово». Беседа о прочитанном и обсуждение рассказа.

1

0,5

0,5

6.12, 6.13

Круглый стол «Дерево добра»

2

1

1

6.14

Конкурс рисунков «Мир вокруг нас»

1

-

1

6.15

Сюжетно- ролевая игра «Культура нашей речи в социуме

1

0,5

0,5

6.16

Аукцион – игра «Волшебные слова»

1

0,5

0,5

6.17

Игра – путешествие «Быть воспитанным, что это значит?»

1

0,5

0,5

6.18

Вечер вопросов и ответов «Человеческие ценности»

1

0,5

0,5

6.19

6.20

Мини- спектакль «Трудолюбивая девочка»

2

0,5

1,5

6.21

Православная беседа. О добродетели трудолюбия

1

1

-

6.22

Православный урок с отцом Игорем священнослужитель храма.

1

1

-

6.23

6.24

Сбор. Посещение Храма. Участие в богослужении.

2

1

1

6.25

Творческая встреча. Ознакомительная беседа. Русские обряды

1

1

-

6.26

Диспут. Православный праздник Рождество Христово

1

0.5

0.5

6.27

Православный урок. Вербное Воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)

1

1

-

6.28

Праздник. Прощеное Воскресенье (Масленица)

1

0.5

0.5

6.29

Праздник. Троица

1

1

-

6.30

«Сказкотерапия». Цикл терапевтических сказок. «Найда»

1

0.5

0.5

6.31

«Сказкотерапия». Цикл терапевтических сказок. «Сказка о капризной принцессе»

1

0,5

0,5

6.32

«Сказкотерапия». Цикл терапевтических сказок. «Принцесса, которая плохо училась»

1

0,5

0,5

6.33

«Сказкотерапия». Цикл терапевтических сказок. «История о принце, который носил маску»

1

0,5

0,5

6.34

«Сказкотерапия». Цикл терапевтических сказок. «Мальчик-чудовище»

1

0,5

0,5

6.35

Сказкотерапия». Цикл терапевтических сказок. «Сказка о человеке и рыбе»

1

0,5

0,5

6.36

Занятие тренинг «Протяни руку»

1

-

1

6.37

Беседа «Как управлять эмоциями»

1

1

-

6.38

Тренинг «Как управлять эмоциями»

1

0,5

0,5

6.39

Беседа – диалог «Манеры поведения»

1

1

-

6.40

Беседа- диалог «Культура нашей речи- общение без сквернословия»

1

1

-

6.41 6.42

Акция «Скажем сквернословию НЕТ!». Выпуск и распространение буклетов.

2

0,5

1,5

6.43

Беседа-диспут на тему: «Жестокость и ее проявления»

1

1

-

6.44 6.45

Акция «Жестокость: как она меня касается?» Выпуск и распространение буклетов.

2

0,5

1,5

6.46

Беседа «О мальчика, о девочках, о дружбе»

1

1

-

6.47

Беседа-диалог «Пойми, как ты взрослеешь!»

1

1

-

6.48

Акция «За нравственность!!!» Выпуск и распространение буклетов.

1

0,5

0,5

Итого:

288

130

158

                     

6. Методическое обеспечение дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы:

обеспечением программы являются методические разработки (игры, беседы, походы, экскурсии, конкурсы, и т. д.)

дидактический и лекционный материалы разработаны в модулях:

Модуль 1 (45 часов) «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ);

Модуль 2 ( 25 часов) «Основы безопасности жизнедеятельности»;

Модуль 3 ( 60 часов ) «Семья »;

Модуль 4 « Россия – Родина моя » (60 часов);

Модуль 5 ( 50 часов) « В здоровом теле – здоровый дух!»;

Модуль 6 (48 часов) « Азбука нравственности»;

7.Список литературы.

Основные источники:
1. Методический журнал для педагогов-психологов «Школьный психолог».- М., ООО «Издательский дом «Первое сентября», 2016.
2. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников».-М., ООО «Школьная пресса», 2016.
3. Конвенция ООН о правах ребенка,1989.
4. Календарь психолога. –С-П., Компания «Иматон», 2016.                                                      

Дополнительные источники:
1.Васильева С.А., Мирясова В.И. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Профессии. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.
2. Козлова С.АШукшина С.Е. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Я и мое тело. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.
3.Васильева С.А., Мирясова В.И. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Одежда. Обувь. Головные уборы. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.
4.Васильева С.А., Мирясова В.И. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Транспорт. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.
5.Васильева С.А., Мирясова В.И. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Посуда. Продукты питания. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.                         6.Васильева С.А., Мирясова В.И. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Город, улица, дом. Квартира, мебель. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.
7.Нефедова К.П. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Аудиотехника. Видеотехника. Оргтехника и средства связи. -М. Издательство «Школьная пресса», 2009.                           8.Нефедова К.П. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Электробытовая техника. -М. Издательство «Школьная пресса», 2009.                                                                                          9.Нефедова К.П. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. -М. Издательство «Школьная пресса», 2009.
10.Алексеева Н.Н, Нагибина И.П. Издание развивающего обучения. Тематический словарь в картинках. Спорт. Летние виды. -М. Издательство «Школьная пресса», 2009.                                                                             11.Алешков В.И. Научно-популярное издание для младшего школьного возраста. Серия «Моя Россия». История России. -М.: РОСМЭН, 2015.
12. Алешков В.И. Научно-популярное издание для младшего школьного возраста. Серия «Моя Россия». Великая Отечественная война. -М.: РОСМЭН, 2015.                                                                                                         13.Маневич И.А. Научно-популярное издание для младшего школьного возраста. Серия «Моя Россия». Достижения и открытия россиян. -М.: РОСМЭН, 2015.
14. Артюхова И.С. Научно-популярное издание для дошкольного возраста. Серия «Энциклопедия подготовки к школе». Человек и его здоровье. -М.: РОСМЭН, 2015.                                                                                                     15. Издание для досуга для детей старшего дошкольного возраста. Серия «Уроки для самых маленьких». Правила дорожного движения. -М.: Издательский дом «Проф-Пресс», 2016.
16. Фильм Зиновия Ройзмана «Последний бронепоезд», 2006.    17.Художественный фильм по роману В. Кожевникова «Щит и меч», 1967-1968.                                                                                                                        18. Фильм Владимира Хотиненко «Поп», 2009.                                       19.Фильм Ризо Чхеидзе «Отец солдата», 1965.                                                   20. Крупенков А.Н. «Пройдемся по старому Белгороду».-6-е изд. -Белгород: КОНСТАНТА, 2012.                                                                                              21. Крупенков А.Н. «Белгородская старина».-Белгород: КОНСТАНТА, 2011.            22. Веронин Т. «Хлеб Небесный:Детям о Таинстве Причащения.-М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. 23.Авторский коллектив во главе с протоиереем Олегом Кобец, редактор –составитель Калашникова С.Н.Сборник методических материалов для организации летнего отдыха в православном детском лагере. «Возрождение традиций душеполезного проведения летнего отдыха детей».-Белгород, 2012.

Новости

Фрукты и овощи из пластилина

Фрукты и овощи из пластилина
Осень чудесная пора. После сбора урожая на своих дачных участках можно увидеть разнообразные интересные фрукты и овощи, но даже если ничего интересного не найдешь, то можно сделать ...

11 Сентября 2019 13:52

Начало учебного года

Начало учебного года
Итак, началась осень, новый учебный год. Что-то изжившее себя, старое, уходит, а на смену приходит что-то новое. Это происходит и в человеческих душах, мировоззрении, и в самых различных предприятиях,...

11 Сентября 2019 13:50

Азбука кухни. Бутерброды

Азбука кухни. Бутерброды
В ходе изучения дополнительной общеобразовательной программы «Будущее начинается сегодня» воспитанники проходят модуль «Семья». В этом модуле есть специальный раздел «Азбука кухни».  Он...

11 Сентября 2019 13:48

Поход к пещере

Поход к пещере
На Сухом Яру, в пятистах метрах слева от дороги на Новодмитриевку, находится пещера. Ее выкопали более 500 лет назад под руководством верующего человека по прозвищу Кузьменко. По словам старожилов,...

03 Сентября 2019 08:14

Остров моей мечты

Остров моей мечты
Занятия изобразительной деятельностью являются одним из составляющих занятий по интересам, которыми воспитанники могут заниматься в свободное время. На данном занятии для педагога было важно формирование...

03 Сентября 2019 08:11

Все новости