Поиск по сайту

Главная

Доброе сердце 2019



Петренко Лилия Николаевна

1.Образование высшее

2.Специальность социальный педагог

     3.Закончила Воронежский экономико-правовой институт 2017году.

Дополнительное профессиональное образование в ОГБУДПО «Учебно – методический центр развития социального обслуживания» г. Иркутск квалификация социальный педагог

4.Общий стаж работы 23год.

5.Педагогический стаж работы 4 года

6.Стаж работы в данном учреждении 4 года.

7.Стаж работы в данной должности 4 года.

     8.Присвоена первая квалификационная категория в 2019 году

9.Работа в составе методических объединений: МБУ «МЦСПСмД «Семья» Алексеевского городского округа.

10.Содержание деятельности самообразование и обобщение опыта на тему:             «Формирование нравственных качеств у детей в процессе воспитания в реабилитационном центре».

11.Сведения о наличии собственного сайта, персональной страницы в сети Интернет "https://nsportal.ru/petrenko-liliya-nikolaevna&quot; > сайт социального педагога</a>, http://www.maam.ru/users/1078947.

12.Информация о наградах

- Диплом победителя во Всероссийском конкурсе по теме: «Социализация школьников в условиях ФГОС»

- Диплом победителя во Всероссийском конкурсе по теме:         «Навсегда в памяти»

- Почетная грамота за помощь в организации, а также за отличную подготовку участников, победителей Всероссийского конкурса детского творчества    «Пасхальные традиции»

- Диплом победителя во Всероссийском конкурсе по теме:                           « Брошь к Дню победы»   










                                                                                                          Обобщение опытом

Муниципальное бюджетное учреждение многопрофильный центр социальной помощи семье и детям «Семья»

Алексеевского городского округа

Обобщение опыта работы

Тема: «Формирование нравственных качеств у детей в процессе воспитания в реабилитационном центре»

Социальный педагог: Петренко Лилия Николаевна

2019 г.

Содержание

Информация об опыте…………………………………………….3

Технология опыта …………………………………………………8   

Результативность опыта …………………………………………11

Биографический список …………………………………………12

Информация об опыте

Условия возникновения опыта:

В течение двух лет работаю социальным педагогом реабилитационного центра для несовершеннолетних. В реабилитационном центре функционируют две возрастные группы: младшая (дети с 3 до 7 лет) и старшая (дети с 7 до 18 лет). Педагогический коллектив – 9 человек, общее количество сотрудников -41.

Актуальность опыта:

Проблему нравственного воспитания долгие годы исследуют и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Данная тема актуальна и сейчас.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируется в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.

Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно – нравственному воспитанию детей. Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания, так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному воспитанию ребенка.

Одним из направлений социального реабилитационного центра является духовно – нравственное направление. Мною была разработана программа по духовно – нравственному воспитанию, которую я реализую на индивидуальных и групповых занятиях с воспитанниками разного возраста.

При разработке концепции программы я опиралась на цели духовно – нравственного воспитания, сформулированного Ш. А. Амонашвили: «В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли, мечтания – чувства прекрасного, стремления к самопознанию, чувства доброты и сострадания, радости и восхищения».

Поэтому главной целью программы является создание условий для приобщения детей к духовно – нравственным ценностям, и воспитания готовности следовать им. Программа построена в соответствии с личностно – ориентированным подходом к воспитанию детей.

Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения программа предполагает использование богатого опыта русского православия.

Учитывая возрастные особенности детей различного возраста, в качестве приоритетных задач я выделила следующее:

- формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;

- возрождать православные народные традиции;

- знакомить с историей православия;

- знакомить с достоянием предков, которое поможет вырасти личностями, сознающими свою сопричастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа;

- повышать познавательную активность;

- воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойного отвоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность.

Я включила в программу следующие разделы:

- « Я успешная личность»;

- « Я и мои друзья»;

- « Я и мой интеллект»;

- « Я и моё здоровье».

Программа представляет собой интегрированный курс, который обеспечивает взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей: формированием экологического мышления, краеведения, основами логического мышления, культуры межличностных отношений, художественно – эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.

Для реализации программы я использую методы: наглядные, словесные, практические.

Наглядные методы использую во время:

·        Чтения рассказов

·        Экскурсий в музеи

·        Наблюдение

·        Рассматривание книжных иллюстраций, предметов

·        Экскурсий

Словесные методы в процессе:

·        Чтения литературных произведений

·        Чтения стихотворений детям, воспитателем

·        Бесед, обобщающих рассказов

·        Загадывание загадок

·        Рассматривание наглядного материала

·        Разбора житейских ситуаций

·        Проведение викторин, досугов

Практический метод использую при:

·        Организации продуктивной деятельности (лепка, роспись народных игрушек)

·        Изготовление пособий для занятий, праздников, сувениров для родителей

Использую следующие формы работы с детьми:

·        Кружковые занятия, беседы, обыгрывание ситуаций духовно – нравственного содержания

·        Все виды художественно – творческой деятельности детей

·        Проведение совместных праздников

·        Проведение экскурсий, целевых прогулок

·        Организация выставок

Таким образом в программе прослеживается несколько направлений:

1.     Духовно – образовательное (занятия, беседы)

2.     Воспитательно – оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, прогулки)

3.     Культурно – познавательное (встречи, концерты)

4.     Нравственно – трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Новизна опыта:

Нравственное воспитание – это самое важное дело ребенка. Для детей это такой же естественный процесс, как прием пищи, питьё, сон. У них нет иного способа познать окружающий мир, приобрести основные навыки и умения. Любое нравственное воспитание подразумевает получение определенного опыта, необходимого несовершеннолетним для полноценного развития.

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Процесс нравственного воспитания динамический и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Я считаю, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.   

Технология опыта

Цель опыта:

Состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Я считаю, что важнейшей задачей нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудится на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма этических чувств. Базовый для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работе по нравственному воспитанию несовершеннолетних.

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально – экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

1 этап работы – учить детей ответственно относится к делу, беречь вещи, книги, природу, воспитывать качества личности – бережливость, приобщение к красоте природы, труду на благо своей группы и товарищей.

2 этап работы – сообщать ребенку знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о собственном доме, о дошкольном учреждении, об улице, о районе и городе, о стране.

3 этап работы – приобщать детей к традициям и обычаям народа, страны, к искусству.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

В ходе работы над опытом выделила такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание».

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем формирования нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Овладение нравственными представлениями и понятиями – длительный и сложный процесс.

Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.

Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа ведется параллельно, дополняя друг друга.

Результативность опыта

Подводя итог работе по выявлению роли нравственного воспитания во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, можно сказать, что нравственное воспитание присутствует во всех сферах деятельности дошкольников. Это важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта детей.

За последние годы, используя в своей работе разнообразные формы нравственного воспитания, я достигла хороших результатов в развитии элементарных математических представлений в познавательном развитии, экологическом развитии и духовно – нравственном воспитании дошкольников, умении адекватно вести себя в разных жизненных ситуациях. Нравственное воспитание дали мне возможность лучше направлять детей, учить их активно мыслить, изобретать, фантазировать в разумных пределах.

Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, их стремление постоянно узнавать что- то новое, быстрый изобретательный ум, умение быстро ориентироваться в любой ситуации.

В результате проведенной работы я увидела прогресс в развитии у детей сообразительности, конструкторских способностей, математического мышления. Диагностика показала, что у 70% детей:

* появилась инициативность, активная жизненная позиция;

*стали проявляться раскованность, коммуникативные навыки, уверенность в своих силах;

*выросли самостоятельность и любознательность, сообразительность и умелость, дети стали более крепкими и выносливыми.

Таким образом, проведенная работа благотворно отразилась на знаниях, умениях и навыках детей.

Список литературы

1.     Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М.,2004

2.     Азбука нравственного воспитания/ Под ред И.А.Каирова, О.С.Богдановой – М.: Просвящение,1996

3.     Артюхова И.С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999 № 4

4.     Архангельский Н.В. Нравственное воспитание – М.: Просвещение 1979

5.     Божович Л.И.. Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 2000

6.     Болдырев Н.И. Гончаров Н.К. Педагогика – М.: 1988

7.     Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика 1989

8.     Лазуринский В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев: Радянська школа. 1982

9.     Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С.Пб., 2006

10.   10 Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М., 2004

11.    Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». Народное образование. 2003 № 9-1

Портфолио




Новости

Посещение Храма

Посещение Храма
Воспитанников нашего Центра всегда ждут в стенах Храма Благовещения Пресвятой Богородицы. В минувшее...

28 Сентября 2020 08:32

Весёлый стадион

Весёлый стадион
На нашем стадионе в парке отдыха с. Советское никому не может быть скучно, потому что все ребята любят...

28 Сентября 2020 08:27

Аппликация из бумаги «Лесной житель»

Аппликация из бумаги «Лесной житель»
Для полноценного развития детей необходимо заниматься с ними различными видами...

28 Сентября 2020 08:24

Званый ужин

Званый ужин

К большому счастью, в нашем Алексеевском городском округе есть люди, которые всегда готовы помочь. Уже...

21 Сентября 2020 10:38

Коллективная творческая работа «Солнце дружбы»

Коллективная творческая работа «Солнце дружбы»
С целью углубления знаний детей о дружбе, обучению их управлять своими...

21 Сентября 2020 10:31

Все новости