Поиск по сайту

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогического направления «Будущее начинается сегодня»


2.Пояснительная записка

Введение

    Современный    мир прекрасен    и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными    программами   досуга, вещами, предметами, с помощью которых человек, а частности ребёнок

может сам организовать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем   более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины   носят двусторонний   характер – субъективный и объективный. Причины    субъективного характера – отношения в семье или личное нежелание ребёнка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера - социально – экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на    сегодняшний день остро стоит проблема   организации и реализации досуга    детей и подростков.

   2.Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности «Будущее начинается сегодня» адресована   детям социально – реабилитационных центров для несовершеннолетних    попавшим в трудную жизненную ситуацию в возрасте от   7 до 18 лет. Программа построена на личностно – ориентированном подходе к ребёнку и семье, в которой он воспитывается.

     Её содержание   учитывает государственный   стандарт социального обслуживания в виде оказания реабилитационных услуг воспитанникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

    3. Новизна программы заключается в практико-ориентированном характере содержания, которое позволяет систематически вовлекать подростков в специально организованную деятельность, направленную на формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении, сохранение духовно – нравственного здоровья воспитанников, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

   4. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы состоит в том, что позволяет параллельно решать задачи нескольких Государственных программ и приоритетных направлений. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно   система дополнительного образования, имеющая условия для развития   творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности    и патриотизма ребёнка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса, так как только при воздействии     всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности.

 

    5. Педагогическая целесообразность направлена на развитие и социализацию воспитанника в социуме.

    Программный материал разделён на 6 модулей. Последовательность и нагрузка занятий зависит от уровня знаний   и умений ребёнка, от его реабилитационного потенциала. Поэтому последовательность и объём освоения детьми отдельных модулей и программы в целом для каждого воспитанника, поступающего на реабилитацию, определяется индивидуально. Срок освоения программы   социально – педагогической направленности «Будущее начинается сегодня» рассчитан на 6 месяцев реабилитации, включающих в себя по 12 занятий в неделю.

     6.Цель программы: компенсация   и коррекция практических навыков и умений, обеспечивающих успешную ориентировку в окружающем мире и дома, создание благоприятных условий для организации содержательного досуга детей и их участие в мероприятиях.

     Ведущая идея программы – создание комфортной сферы педагогического общения, развитие способностей, понимания себя и «другого», социализация путём получения знаний.

В разработке Программы использованы следующие нормативно- правовые документы:

1.Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; 2.Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 233 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.97 № 212).

3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, созданию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

4.Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.02 № 30-15-433/16).

5.Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей. Министерства образования РФ (письмо от 11.12.2006 №06-1844)

6.Конвенция о правах ребенка.

7.Устав учреждения.

 

        

 

7. Задачи   дополнительной образовательной   программы:

     - создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, самореализации;

     - формирование у детей жизненно – необходимых умений и навыков;

     - ознакомление с социальной значимостью труда;

     - воспитание чувства прекрасного, развитие эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;

     - сплочение воспитанников центра через совместную деятельность;

     - формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;

     - сохранение духовно – нравственного здоровья воспитанников, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

        Организация активного развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг детей. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.

         В результате деятельности по данной программе воспитанники должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии приводит   к самореализации собственного «Я».

         Освоение    содержания    программы    «Будущее     начинается    сегодня» происходит через следующие   виды занятий:

      - индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия;

      - мастер - классы;

      - экскурсии;

      - вечера - встречи;

      - выставки;

      - посещение концертов;

      - беседы – диспуты;

      - сюжетно – ролевые игры;

      - праздники и развлечения;

      - чтение художественной литературы;

      - трудовая деятельность;

      - индивидуальные консультации с родителями.

 

 

 

 

 

 

8.Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной программы. Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности «Будущее начинается сегодня» адресована    детям социально – реабилитационных центров для несовершеннолетних    попавшим в трудную жизненную ситуацию в   возрасте   от   7 до 18 лет. Программа построена   на личностно – ориентированном подходе к ребёнку и семье, в которой он воспитывается.

     Её содержание   учитывает государственный   стандарт социального обслуживания в виде оказания реабилитационных услуг воспитанникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

 

9.Срок реализации дополнительной образовательной программы     Программный материал разделён на 6 модулей. Последовательность   и нагрузка занятий зависит от уровня знаний   и умений ребёнка, от его реабилитационного потенциала. Поэтому последовательность и объём освоения детьми отдельных модулей и программы в целом для каждого воспитанника, поступающего на реабилитацию, определяется индивидуально. Срок освоения программы   социально – педагогической направленности «Будущее начинается сегодня» рассчитан на 6 месяцев реабилитации, включающих в себя по 12 занятий в неделю.

Продолжительность занятия – 45 минут. Итого 288 часов, теоретических 130, практических 158 часов.

 

Современные технологии, методы, принципы и формы, используемые при проведении занятий:

      При реализации данной программы применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые.

Применяются следующие методы и формы воспитания:

Метод формирования сознания, который относится к группе способов воспитывающего воздействия на различные стороны сознания – на интеллект, чувства и эмоции, волю.

Метод формирования поведения реализуется через воспитывающие ситуации на мероприятиях.

Выделяются, закрепляются и формируются в опыте детей и подростков положительные способы и формы поведения и нравственной мотивации, которые отвечают намеченной воспитательной цели.

Метод стимулирования деятельности и поведения :

поощрение – положительно оцениваются действия каждого воспитанника, что в результате дает всплеск положительных эмоций в ребенке, вселяет уверенность в нем, создает приятный настрой на мероприятие, повышает в воспитаннике ответственность.

наказание – предупреждаются и пресекаются негативные проявления в поведении или поступках воспитанника, делается это тактично, не унижая собственного достоинства ребенка, чтобы у него возникла потребность изменить свое поведение.

соревнование – создаются условия для реализации естественной потребности детей к соперничеству, что дает эффективные результаты в достижении воспитательной цели, мощную мобилизацию всех сил и умений воспитанников.

       Воспитательный процесс выстраивается в форме воспитательного дела (ВД). Используется комплексный подход в основе ВД, при котором формируются нравственно-патриотическое поведение, эстетическое отношение к природе, истории малой Родины, всей страны, труду, поведению, искусству, уважительное отношение к русским народным традициям.

Вся работа с детьми и подростками строится на следующих принципах воспитания:

Принцип общественной направленности воспитания, который объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.

Принцип опоры на положительное, который требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные, когда отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога.

Принцип гуманности воспитания, который рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности, где гуманизм изначально представлен как «человеколюбие», создает предпосылки для самореализации личности.

Личностный подход как принцип воспитания, который требует учета всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.

Принцип единства воспитательных воздействий, который основан на реальном взаимодействии всех институтов и агентов воспитания: семьи, школы, общественных организаций, воспитателей, родителей, представителей общественности и т.п.

    10. Формы и режим занятий. Освоение    содержания    программы    «Будущее     начинается    сегодня» происходит через следующие   виды занятий:

      - индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия;

      - мастер - классы;

      - экскурсии;

      - вечера - встречи;

      - выставки;

      - посещение концертов;

      - беседы – диспуты;

      - сюжетно – ролевые игры;

      - праздники и развлечения;

      - чтение художественной литературы;

      - трудовая деятельность;

      - индивидуальные консультации с родителями.

 

Для решения задач программы используются различные формы в работе по организации мероприятий:

●формы организации мероприятий: массовые, групповые, индивидуально-групповые.

●основные формы в общении с детьми и подростками: монолог (в меньшей степени), диалог (в большей степени), дискуссия, полилог (обмен мнениями).

     В воспитательной работе с детьми вариативно используются комплекс методов: метод рассказа, беседы, дискуссии, демонстрации, видеометод, практический, метод познавательной игры, создание проблемных воспитывающих ситуаций. Для развития самостоятельности и творчества воспитанников используется частично-поисковый метод, который заключается в организации активного поиска решения выдвинутых познавательных задач по маршрутным картам, листам на основе эвристических указаний.

    При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность воспитанников (познавательная, интеллектуальная, экологическая, творческая, физическая), учитываются их возрастные и психофизические возможности. Познавательно развлекательные программы и мероприятия разрабатываются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей . Заранее продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в сценарии мероприятий путем включения в сюжет новых заданий, реквизита.

В конце каждой программы проводится рефлексия: происходит обмен мнениями и впечатлениями между персонажами и воспитанниками, закрепляются новые знания. В педагогической деятельности используется демократический стиль воспитания, проявляется дружеская расположенность, терпение, тактичность, уважение к воспитанникам. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, которая преобладает на каждом мероприятии, позволяет активизировать творческие способности воспитанников

Воспитанник должен знать (планируемые результаты):


1. Свое имя и фамилию, имена близкого окружения, название города (села, района), улицы, номер дома (квартиры); последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены девочки (девушки), правила ухода за предметами личной гигиены, виды косметических средств, название вещей личного пользования и их назначение, правила ухода за кожей лица и волосами. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя. 

2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью. 

3. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, способы заваривания чая, правила безопасности пользования ножом, электрическим чайником. 

4. Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях. 

5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома.

 6. Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний), порядок приобретения билетов, правила передвижения на велосипеде, правила поведения в транспорте.

7. Знать элементарные правила поведения на улице, дороге, правила поведения пешехода.

8. Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них. 

9. Основные средства связи, виды почтовых отправлений. 

10. Виды медицинской помощи, медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов, способы вызова врача на дом.

В результате освоения программы воспитанник должен уметь:

1. Совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за собой. 

2. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.

3. Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам, составлять меню.

4. Следить за своей осанкой, походкой, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).

5. Поддерживать порядок в своей комнате, ухаживать за комнатными растениями.

6. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного движения).

7. Уметь расплатиться за покупку в магазине. 

8. Писать адреса на конверте.

9. Обратиться за помощью к взрослому в случае необходимости. 

Программа «Будущее начинается сегодня» адресована    детям социально – реабилитационных центров для несовершеннолетних    попавшим в трудную жизненную ситуацию в   возрасте   от   7 до 18 лет.
Реализация программы направлена на:

- развитие воспитанника на основе его возможностей;
-        развитие творческих способностей.

11.Ожидаемые результаты и способы проверки ожидаемых результатов:

Предметные результаты соотнесены с обучающими задачами и сформулированы в соответствии с требованиями к знаниям и умениями, приобретёнными воспитанниками в процессе обучения по программе.

     -   анализ подготовки и проведения занятия;

     - мониторинг удовлетворённости воспитанников участием в занятии;

     - диагностика эмоционального фона в начале и в конце занятия

( беседы, отзывы, наблюдение, анкетирование);

     - самоанализ организационной деятельности;

    - количественные показатели ( количество проведённых занятий, охват участников мероприятий, охват зрителей);

     - социальные показатели (заинтересованность воспитанников);

    - учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.

       Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы проводится в форме выставок, фестивалей, соревнований, проектной деятельности, исследовательских конференций, конкурсов, заседаний круглого стола.

       Для реализации программы необходимы определённые условия:

       1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.

       2. Привлечение к организации и проведении мероприятий по программе увлечённых творческих личностей с большим творческим потенциалом.

       3. Самореализация творческого и индивидуального потенциала воспитанников Центра.

       Данная программа включает в себя план мероприятий. Принимаемых в начале каждого учебного года. Традиционными в этом отношении являются:

     

       - мероприятия внутри Центра (дни рождения воспитанников, игры – знакомства, тематические мини – концерты, конкурсы, игровые программы, викторины, беседы, акции и другие).

       - праздничные программы,   приуроченные   к определённым календарным   датам и организованные для Центра ( День Матери, Новый гол, 23 февраля, 8 марта и другие).

        В реализации программы принимают участие воспитанники Центра.

Модуль 1 (45 часов) теоретические занятия 17,4

практические занятия 27,1

«Здоровый образ жизни» (ЗОЖ)

Цель:

- усилить мотивацию к ведению здорового образа жизни, как необходимого условия самосовершенствования;

- воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;

Задачи:
- формирование культурно-гигиенических умений и их включение в повседневную жизнь ребенка;

- формировать позитивное отношение воспитанников к ведению здорового     образажизни.

Модуль 2 ( 25 часов) теоретические занятия 9,8

практические занятия 15,2

 

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Цель:

- научить и подготовить воспитанников избегать экстремальных ситуаций, а если они случились, найти вовремя правильное решение;

- расширить и углубить знания по безопасности дома, на улице, в транспорте и в опасных ситуациях.


Задачи:

- ознакомление с предметами, опасными для жизни и здоровья детей и последствиями неосторожного обращения с такими предметами;


- совершенствование умения свободно ориентироваться в помещении и на улице;

- формирование и совершенствование умений и навыков, возможных в повседневной жизни, в опасных ситуациях.

Модуль 3 ( 60 часов ) « Семья »

теоретические занятия 24

практические занятия 36

 

Цель:

- создание условий для сотрудничества детей и взрослых.

Задачи:

- формирование понятий: «семья», «члены семьи», « взаимоотношения в семье»;

- взаимодействие с семьей в целях гармоничного развития и воспитания здоровой личности ребенка;

- воспитание бережного отношения к семейным традициям.

 

Модуль 4« Россия – Родина моя » (60 часов)

теоретические занятия 27

практические занятия 33

 

 

Цель:

- создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств к любви и преданности своей Родины;

- заложить основы гражданственности, воспитывать чувство гордости за свою страну.

Задачи:

- формировать уважительное отношение к культуре родной страны –России;

- познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном;

- развивать интерес к истории своей Родины;

- формировать нравственно-патриотические качества.

Модуль 5 ( 50 часов)

« В здоровом теле – здоровый дух!» теоретические занятия 22

практические занятия 28

 

Цель:

-вовлекать детей в систематические занятия спортом, физической культурой;

- содействие сохранению здоровья каждого воспитанника, укреплению здорового общества.

Задачи:

 

- заинтересовать детей в выборе поведения и поступков, приносящих пользу здоровью;

 

- дать представление о значении для здоровья человека витаминов и физкультуры;

 

- формировать у воспитанников активную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.

 

Модуль 6 (48 часов) теоретические занятия 29,5

практические занятия 18,5

« Азбука нравственности»

Цель:

- формирование представления у детей о нравственных понятиях («нравственность», «доброта», «милосердие», «справедливость», «честность», «вежливость», «уважение» и другие - как слагаемых нравственности).

 

-  воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению;

Задачи:.

- сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

- способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

 - воспитание сознательного отношения к нравственным ценностям - стремления соизмерять поведение своё и окружающих с нравственными принципами, правилами.

 

 

 

Учебно – тематический план на 6 месяцев

П/п

 

Раздел, тема

Количество

часов

всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

«Здоровый образ жизни» (ЗОЖ)

45

17,4

27,1

1.1

Вводное занятие. «Основные части тела человека и его значение»

      1

 

0,5

       0,5

1.2

Беседа« Чистота – залог здоровья». (Как привить детям культурно – гигиенические навыки)

      1

         0.5

       0,5

1.3

Воспитательный час «Учим ребёнка аккуратности и опрятности»

      1

         -

        1

1.4

Практическое занятие «Учимся одеваться самостоятельно»

      1

         -

        1

1.5

Занятие – игра. Подростковый возраст, его особенности. Беседы о правилах личной гигиены девочек и мальчиков.

      1

        0,5

       0,5

1.6

Трудовой десант. Конкурс «Порядок в шкафу», «Лучшая спальня»

      1

         1

        -

1.7

Презентация. Ситуативные разговоры с детьми по формированию КГН.

      1

         -

       1

1.8

1.9

Практическое занятие «Большая стирка», «Учимся стирать, гладить, пользоваться машинкой»

      2

         1

       1

1.10

1.11

Практическое занятие. Оформление папки-передвижки

« Будем чистыми и опрятными»

       2

          1

       1

1.12

 

Фото-вернисаж. Оформление фотовыставки. «Вот что я умею»

       1

          0,5

        0,5

1.13

Практическое занятие. Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

       1

           -

         1

1.14

Мероприятие – развлечение. «В гостях у Мойдодыра»

       1

          0,2

       0,8

1.15

Сюжетно – ролевые игры. «Школа Мойдодыра». Дидактические игры «Найди лишнее», «Доскажи слово»

       1

          1

         -

1.16

Конкурс рисунков «Одежда моей мечты»

       1

        0,5

        0,5

1.17

Практическое занятие. Аппликация «Мыльные пузыри», «Красивое полотенце»

       1

        0,5

        0,5

1.18

1.19

Сюжетно – ролевые игры. «Парикмахерская», «Гигиена тела», «Гигиена питания»

       2

        0,5

         1,5

1.20 1.21

Занятие – игра. Зарядка. Ее значение. Создание презентации «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

      2

        0,5

         1,5

1.22

Практическое занятие. «Утренняя зарядка для здорового и активного образа жизни»

      1

       0,5

       0,5

1.23 1.24

Чемпионат. День здоровья в спортивном зале (спортплощадка)

      2

         0,5

        1,5

1.25

1.26

Беседа–диалог. «Курить - здоровью вредить». Анкетирование воспитанников.

      2

          1

         1

1.27

1.28

Беседа-диалог. «Вред наркотиков, психотропных веществ и спайсов»

      2

        1

        1

1.29

Беседа – диспут. «Думай о будущем и выбирай жизнь без ВИЧ»

1

1

-

1.30 1.31

Мозговой штурм. Изготовление и распространение буклетов- памяток по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями «Выбери действие- выбери жизнь!»

      2

          0,5

          1,5

1.32 1.33

Акция «Мы всегда за здоровый образ жизни». Выпуск (ЗОЖ) и распространение буклетов.

2

0,5

1,5

1.34 1.35 1.36

1.37

Практическое занятие.

Проект «Территория здоровья»

4

1

3

1.38

Эвристическая лекция. Природа и мы. Экологические проблемы и катаклизмы. Как человек влияет на природу.

1

          1

-

1.39

Открытое занятие. Мероприятие по экологии. «Как мы можем защитить природу!»

      1

          0,2

          0.8

1.40 1.41

Устный журнал «По страницам Красной книги»

      2

          0,5

          1,5

1.42

Экологическая викторина «Полна загадок чудесница природа»

      1

          0,5

          0,5

1.43

Игровая программа «Времена года»

      1

           0,5

          0,5

1.44

1.45

Экскурсия «Красота родного края»

      2

          0,5

          1.5

2.

«Основы безопасности жизнедеятельности»

25

9,8

15,2

2.1

Воспитательный час «Правила дорожные знать каждому положено!»

1

0,5

0,5

2.2

Викторина «Правила движения мы узнали – на дороге внимательными стали»

1

-

1

2.3

Конкурс рисунков «Светофор и друзья!»

1

-

1

2.4

Интеллектуальная игра для старших классов «Эх, дороги»

1

1

-

2.5

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в автобусе»

1

-

1

2.6

Беседа – игра « Дорожная азбука»

1

1

-

2.7

Игра- викторина «Угадай дорожный знак»

1

0,5

0,5

2.8

Познавательно – игровая программа «Азбука безопасносности» (улица, вода, дом)

1

1

-

2.9, 2.10

Беседа «О правилах важных - пожароопасных». Экскурсия в пожарную часть с.Советское

2

0,5

1,5

2.11

Тест – игра «Чтобы с пожаром бороться умело – знать каждому нужно пожарное дело!»

1

-

1

2.12

Игра –эстафета «Электричество и дети»

1

-

1

2.13

Презентация «Газ опасным может стать, если правила не знать»

1

-

1

2.14

Режиссерская игра «Пожар в лесу»

1

0,5

0,5

2.15

Спортивное мероприятие «Водолазы спешат на помощь»

1

0,3

0,7

2.16

Устный журнал «Терроризм – зло против человечества»

1

0,5

0,5

2.17

2.18

Беседа-диалог «Скажи экстремизму - НЕТ!». Анкетирование воспитанников.

2

1

1

2.19

Воспитательный час. «12 правил, как не попасть в секту»

1

0,5

0,5

2.20

Практическое занятие. Как надеть противогаз и средство индивидуальной защиты.

1

0,5

0,5

2.21

Практическое занятие. Эвакуация воспитанников.

1

0,5

0,5

2.22

Консультация. Общие правила оказания первой медицинской помощи.

1

0,5

0,5

2.23

Репетиция. Общие правила транспортировки пострадавшего.

1

0,5

0,5

2.24 2.25

Практическое занятие. «Если ты попал в беду» (оказание первой медицинской помощи и транспортировка пострадавшего).

2

0,5

1,5

3.

«Семья»

60

          24

36

3.1

Вводное занятие. Понятие семьи, её функции.

1

1

-

3.2

Беседа - диалог «Семья глазами ребенка»

        1

          1

         -

3.3

Час правовой грамотности «Права и обязанности каждого члена семьи»

1

1

-

3.4

Гостиная. Заповеди библии. Нравственные нормы и поведение людей.

        1

       0,5

       0,5

3.5

Реабилитационное занятие «Родственные связи»

       1

       0,5

      0,5

3.6

3.7

Занятие с элементами арт – терапии «Портрет моей семьи»

       2

          1

         1

3.8

3.9

Диспут «Семья…как много в этом слове»

      2

          1

         1       

3.10

Беседа – диалог «Семейные ценности и традиции»

       1

         0,5

0,5

3.11

Час правовой грамотности «Конфликты в семье. Причины. Пути решения»

1

0,5

0,5

3.12

Устный журнал: «ЗОЖ – залог счастливой семейной жизни»

1

0,5

0,5

3.13

3.14

Практическое занятие. Домашние обязанности.

2

1

1

3.15

3.16

3.17

3.18

Проект «Семейный очаг»

4

0,5

3,5

3.19

Акция « Детство - это дело серьезное»

1

0,5

0,5

3.20

3.21

3.22

Студия. Демонстрация фильмов о семье

3

1

2

3.23

Фестиваль. Наш вернисаж «Счастливое детство» (конкурс рисунков)

1

0,5

0,5

3.24

3.25

3.26

Сбор. Творческая работа «Жила-была семья»

3

0,5

2,5

3.27

3.28

Практическое занятие-игра «Дом счастья»

2

0,5

1,5

3.29

3.30

3.31

3.32

Смотрины. Домашний «Эрмитаж» (рисунки или рукодельные изделия для украшения комнат дома)

4

0,5

3,5

3.33

3.34

Выставка детских рисунков «Моя мама лучше всех»

2

0,5

1,5

3.35

Викторина «Всех царей главнее дети»

1

1

-

3.36

Практическое занятие «Навыки самообслуживания в семье»

1

1

-

3.37

Психологическая игра: «Дружная семья»

1

0,5

0,5

3.38

Экономический тест: «Как сохранить и приумножить семейные сбережения»

1

0,5

0,5

3.39

3.40

3.41

Практическое занятие «Поход в магазин». Планирование покупок для всей семьи.

3

1

2

3.42

Тестирование. Учимся быть экономными: «Хорошая ли вы хозяйка, хозяин?»

1

-

1

3.43

3.44

3.45

Практические курсы: «Азбука кухни»

3

0,5

2,5

3.46

Диспут-размышление: «Что такое лицо дома»

1

0,5

0,5

3.47

Практическое занятие «Ласковое слово родным вам людям»

1

-

1

3.48

Устный журнал: «ЗОЖ – залог счастливой семейной жизни»

1

0,5

0,5

3.49

КВН. Работа с пословицами: «Горе тому, кто непорядком живёт в дому», «Дом не велик, да лежать не велит»

1

 

0,5

0,5

3.50

3.51

3.52

 

Студия. Демонстрация фильмов о семье

3

1

2

3.53

Практическое занятие «Ласковое слово родным вам людям»

1

0,5

0,5

3.54

Тренинг. Родительская энциклопедия

«Мой сын (моя дочь)»

1

0,5

0,5

3.55

Ситуативно–ролевая игра «Домашний труд – забота всей семьи»

1

0,5

0,5

3.56

Экономический тест: «Хорошо ли мы умеем покупать продукты потребления»

1

0,5

0,5

3.57

3.58

Беседа «Мы семья, а это значит- справимся с любой задачей!»

2

1

1

3.59

Тренинг «Семья как источник радости и духовного совершенствования»

1

0,5

0,5

3.60

Итоговое занятие раздела «Семья и я»

1

0,5

0,5

4.

«Россия-Родина моя»

60

27

33

4.1

Тематическое занятие «С чего начинается Родина?».

1

0,5

0,5

4.2

Беседа «Конституция- основной гарант российской государственности»

1

0,5

0,5

4.3

Презентация «Герб, флаг и гимн России»

1

0,5

0,5

4.4

4.5

Концерт. Подготовка и проведение мероприятия ко дню Конституции

2

0,5

1,5

4.6

День флага Белгородской области

1

0,5

0,5

4.7

Беседа. Что такое с геральдика?

1

0,5

0,5

4.8

Заочная экскурсия. Знакомство с историей Кремля, его достопримечательностями. Закрепление знаний детей о современной Москве

1

1

-

4.9

Урок-презентация. Русский народ: культура, традиции и обычаи.

1

0,5

0,5

4.10

Час беседы «Мы разные, но мы вместе»

1

0,5

0,5

4.11

Беседа. День народного единства.

1

0,5

0,5

4.12

Творческая встреча. Чтение стихов о Родине, об Отчизне

1

0,5

0,5

4.13

Воспитательский час «Мой край родной, возлюбленный на веки»

1

0,5

0,5

4.14

Круглый стол «Моя Белгородская семья»

1

0,5

0,5

4.15 4.16

Заседание клуба эрудитов «Край наш белгородский, родная земля»

2

1

1

4.17

Презентация «Художники края детям»

1

0,5

0,5

4.18

Диспут. Наши знаменитые земляки

1

0,5

0,5

4.19, 4.20

Урок – презентация «На Белгородчине я живу»

2

1

1

4.21

Виртуальная экскурсия по Белгородской области

1

-

1

4.22 4.23 4.24 4.25

Экскурсия в г. Белгород «Красота родного края»

4

0,5

3,5

4.26

Викторина «Народные мастера Белгорода»

1

0,5

0,5

4.27

Ярмарка идей. Знакомство с достопримечательностями родного края. Понятие «малая родина».

1

0,5

0,5

4.28 4.29

Творческая мастерская. Встреча с поэтами - земляками «Моя малая родина»

2

0,5

1,5

4.30

Викторина. «Красота природы и родного края».

1

0,5

0,5

4.31

Беседа по серии сюжетных картин по теме «Откуда хлеб пришел». «Родная земля — кормилица».

1

0,5

0,5

4.32 4.33

Конкурс народной песни «На зелёном лугу»

2

0,5

1,5

4.34 4.35

Экскурсия в Алексеевский краеведческий музей

2

1

1

4.36

Интерактивная игра «Знай прошлое, живи настоящим, думай о будущем»

1

0,5

0,5

4.37

Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу»,

1

-

1

4.38

Беседа: Защитники Отечества, кто они.

1

0,5

0,5

4.39

Просмотр презентаций:

«Великая Россия»; «Наша армия».

1

-

1

4.40 4.41

Фотовыставка «Мой папа солдат Российской Армии».

2

0,5

1,5

4.42

Мозговой штурм. Игра «Думай, отвечай, как солдат»

1

0,5

0,5

4.43

4.44

Поход. Проведение игры «Зарница»

2

0,5

1,5

4.45

Тематические занятия. История в событиях и лицах. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

1

-

4.46

Класс- концерт. Чтение стихов, пословиц, песен, поговорок, загадок на военную тематику.

1

1

-

4.47

Беседа-диспут. День Победы –главный день.

1

1

-

4.48

Виртуальная экскурсия по залам Центрального музея Великой отечественной войны.

1

0,5

0,5

4.49

Выставка игрушек – самоделок «Парад военной техники».

1

0,5

0,5

4.50

Подвижная сюжетно- ролевая игра «Пограничники».

1

0,5

0,5

4.51

Открытое- занятие. Встреча с участниками боевых действий – защитниками нашего края.

1

0,5

0,5

4.52

Концерт. Празднование Нового года. Его история и традиции.

1

1

-

4.53

Презентация. 8-е Марта -День весны.

1

0,5

0,5

4.54

Игра- путешествие. Неделя игры и игрушки «Учимся, играя».

1

0,5

0,5

4.55

Беседа День космонавтики.

1

0,5

0,5

4.56

Занятие- игра.Великая Пасха. История и традиции праздника.

1

1

-

4.57

Урок- путешествие. День знаний.

1

0,5

0,5

4.58

4.59

Концерт «День Матери». История и традиции праздника.. Выставка детских коллективных работ на тему: «Мамочке любимой посвящаю»

2

0,5

1,5

4.60

Круглый стол на тему: «Россия –Родина моя»

1

0,5

0,5

5.

«В здоровом теле - здоровый дух!»

50

22

28

5.1

Урок-игра «Дружи с водой. Советы доктора воды»

1

0,5

0,5

5.2

Спортивно-игровая программа «В здоровом теле - здоровый дух»

1

-

1

5.3

Беседа «Чистота – залог здоровья»

1

1

 

5.4

Мини – диагностика «Определение уровня коммуникабельности воспитанников»

1

-

1

5.5

Игровой практикум «Чтобы зрение было хорошим»

1

0,5

0,5

5.6

Познавательная игра – викторина «Олимпийцы»

1

0,5

0,5

5.7

Развлекательно – познавательное мероприятие «Винегрет - шоу»

1

0,5

0,5

5.8

Фотовыставка «Спорт в моей жизни»

1

0,5

0,5

5.9

Спортивно – развлекательное мероприятие «Спортивные забавы»

1

-

1

5.10

Спортивно – развлекательное мероприятие «Состязание здоровячков»

1

-

1

5.11

Познавательно – развлекательное мероприятие «Джунгли зовут»

1

-

1

5.12

Тренинг на развитие эмпатии и эмоциональной чувствительности

1

0,5

0,5

5.13 5.14

Турнир. День здоровья

2

0,5

1,5

5.15

Устный журнал «Парад вредных привычек»

1

1

 

5.16

Творческая мастерская. Выпуск стенгазеты «Здоровым быть – это здорово»

1

-

1

5.17

Эстафета. Малые олимпийские игры «Здравствуй олимп»

1

-

1

5.18

Тест-тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

1

0,5

0,5

5.19 5.20

Урок-игра «Спортивная ярмарка»

2

1

1

5.21

Беседа «Говорю здоровью – Да!»

1

1

-

5.22

Спортивно – игровая программа «Богатырская сила»

1

-

1

5.23

Конкурс рисунков «Спорт против наркотиков»

1

-

1

5.24 5.25

Занятие- игра. Познавательно – развлекательное мероприятие «Овощи и фрукты –витаминные продукты»

2

1

1

5.26

Беседа «Безопасная жизнь в твоих руках»

1

1

-

5.27

Беседа «Дружить – значит жить»

1

1

-

5.28

Беседа «Что такое сон»

1

1

-

5.29

Конкурс «Занимательная перемена»

1

0,5

0,5

5.30

Спортивное мероприятие «Веселые старты»

1

-

1

5.31

Беседа «Первая медицинская помощь и охрана детей»

1

1

-

5.32

Спортивное мероприятие «Праздник скакалки»

1

-

1

5.33

Тренинг на развитие навыков общения со сверстниками

1

0,5

0,5

5.34, 5.35

Праздник «Школа Светофора»

2

1

1

5.36

Игра - соревнование

«Зверо-аэробика»

1

-

1

5.37

Час развивающих спортивных игр.

1

-

1

5.38

Экскурсия. Посещение библиотеки.

1

0,5

0,5

5.39

Беседа «Чтобы зубы были здоровыми»

1

1

-

5.40

Беседа «Рабочие инструменты человека»

1

1

-

5.41

Урок – игра «Я пришел из школы»

1

0,5

0,5

5.42

Беседа «Если хочешь быть здоров!»

1

1

-

5.43

5.44

Урок – игра «Игры на воде». Экскурсия к водоему

2

1

1

5.45 5.46

Занятие «Доктора природы». Экскурсия в сосновый лес

2

1

1

5.47 5.48

Акция «Бегом от болезней». Выпуск и распространение буклетов.

2

0,5

1,5

5.49 5.50

Проведение олимпиады. День здоровья

2

0,5

1,5

6.

«Азбука нравственности»

48

29,5

18.5

6.1

Беседа-диспут. «Правила поведения в школе»

1

1

-

6.2

Просмотр презентации на тему: «Школьный этикет»

1

1

-

6.3

Воспитательное мероприятие «Правила общения»

1

1

-

6.4

Урок – практикум «Культура внешнего вида»

1

0,5

0,5

6.5

Воспитательный час «Справедливость к себе и одноклассникам»

1

0.5

0.5

6.6

Занятие «Внешкольный этикет»

1

1

-

6.7

Классный час «О добром и вежливом отношении к окружающим людям»

1

0.5

0.5

6.8

Мультмарафон (просмотр мультфильмов) Этическая беседа «Сказка торжество добра и справедливости»

1

1

-

6.9

Беседа «Добро и зло»

1

0.5

0.5

6.10

Дискуссия «Что такое хорошо, и что такое плохо?»

1

0,5

0,5

6.11

Литературная студия. Чтение рассказа Л. Пантелеева «Честное слово». Беседа о прочитанном и обсуждение рассказа.

1

0,5

0,5

6.12, 6.13

Круглый стол «Дерево добра»

2

1

1

6.14

Конкурс рисунков «Мир вокруг нас»

1

-

1

6.15

Сюжетно- ролевая игра «Культура нашей речи в социуме

1

0,5

0,5

6.16

Аукцион – игра «Волшебные слова»

1

0,5

0,5

6.17

Игра – путешествие «Быть воспитанным, что это значит?»

1

0,5

0,5

6.18

Вечер вопросов и ответов «Человеческие ценности»

1

0,5

0,5

6.19

6.20

Мини- спектакль «Трудолюбивая девочка»

2

0,5

1,5

6.21

Православная беседа. О добродетели трудолюбия

1

1

-

6.22

Православный урок с отцом Игорем священнослужитель храма.

1

1

-

6.23

6.24

Сбор. Посещение Храма. Участие в богослужении.

2

1

1

6.25

Творческая встреча. Ознакомительная беседа. Русские обряды

1

1

-

6.26

Диспут. Православный праздник Рождество Христово

1

0.5

0.5

6.27

Православный урок. Вербное Воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)

1

1

-

6.28

Праздник. Прощеное Воскресенье (Масленица)

1

0.5

0.5

6.29

Праздник. Троица

1

1

-

6.30

«Сказкотерапия». Цикл терапевтических сказок. «Найда»

1

0.5

0.5

6.31

«Сказкотерапия». Цикл терапевтических сказок. «Сказка о капризной принцессе»

1

0,5

0,5

6.32

«Сказкотерапия». Цикл терапевтических сказок. «Принцесса, которая плохо училась»

1

0,5

0,5

6.33

«Сказкотерапия». Цикл терапевтических сказок. «История о принце, который носил маску»

1

0,5

0,5

6.34

«Сказкотерапия». Цикл терапевтических сказок. «Мальчик-чудовище»

1

0,5

0,5

6.35

Сказкотерапия». Цикл терапевтических сказок. «Сказка о человеке и рыбе»

1

0,5

0,5

6.36

Занятие тренинг «Протяни руку»

1

-

1

6.37

Беседа «Как управлять эмоциями»

1

1

-

6.38

Тренинг «Как управлять эмоциями»

1

0,5

0,5

6.39

Беседа – диалог «Манеры поведения»

1

1

-

6.40

Беседа- диалог «Культура нашей речи- общение без сквернословия»

1

1

-

6.41 6.42

Акция «Скажем сквернословию НЕТ!». Выпуск и распространение буклетов.

2

0,5

1,5

6.43

Беседа-диспут на тему: «Жестокость и ее проявления»

1

1

-

6.44 6.45

Акция «Жестокость: как она меня касается?» Выпуск и распространение буклетов.

2

0,5

1,5

6.46

Беседа «О мальчика, о девочках, о дружбе»

1

1

-

6.47

Беседа-диалог «Пойми, как ты взрослеешь!»

1

1

-

6.48

Акция «За нравственность!!!» Выпуск и распространение буклетов.

1

0,5

0,5

Итого:

288

130

158

                     

6. Методическое обеспечение дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы:

 

обеспечением программы являются методические разработки (игры, беседы, походы, экскурсии, конкурсы, и т. д.)

дидактический и лекционный материалы разработаны в модулях:

Модуль 1 (45 часов) «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ);

Модуль 2 ( 25 часов) «Основы безопасности жизнедеятельности»;

Модуль 3 ( 60 часов ) «Семья »;

Модуль 4 « Россия – Родина моя » (60 часов);

Модуль 5 ( 50 часов) « В здоровом теле – здоровый дух!»;

Модуль 6 (48 часов) « Азбука нравственности»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Список литературы.

Основные источники:
1. Методический журнал для педагогов-психологов «Школьный психолог».- М., ООО «Издательский дом «Первое сентября», 2016.
2. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников».-М., ООО «Школьная пресса», 2016.
3. Конвенция ООН о правах ребенка,1989.
4. Календарь психолога. –С-П., Компания «Иматон», 2016.                                                      

Дополнительные источники:
1.Васильева С.А., Мирясова В.И. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Профессии. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.
2. Козлова С.АШукшина С.Е. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Я и мое тело. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.
3.Васильева С.А., Мирясова В.И. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Одежда. Обувь. Головные уборы. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.
4.Васильева С.А., Мирясова В.И. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Транспорт. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.
5.Васильева С.А., Мирясова В.И. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Посуда. Продукты питания. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.                         6.Васильева С.А., Мирясова В.И. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Город, улица, дом. Квартира, мебель. -М. Издательство «Школьная пресса», 2010.
7.Нефедова К.П. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Аудиотехника. Видеотехника. Оргтехника и средства связи. -М. Издательство «Школьная пресса», 2009.                            8.Нефедова К.П. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Электробытовая техника. -М. Издательство «Школьная пресса», 2009.                                                                                          9.Нефедова К.П. Учебно-методическое издание. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. -М. Издательство «Школьная пресса», 2009.
10.Алексеева Н.Н, Нагибина И.П. Издание развивающего обучения. Тематический словарь в картинках. Спорт. Летние виды. -М. Издательство «Школьная пресса», 2009.                                                                             11.Алешков В.И. Научно-популярное издание для младшего школьного возраста. Серия «Моя Россия». История России. -М.: РОСМЭН, 2015.
12. Алешков В.И. Научно-популярное издание для младшего школьного возраста. Серия «Моя Россия». Великая Отечественная война. -М.: РОСМЭН, 2015.                                                                                                         13.Маневич И.А. Научно-популярное издание для младшего школьного возраста. Серия «Моя Россия». Достижения и открытия россиян. -М.: РОСМЭН, 2015.
14. Артюхова И.С. Научно-популярное издание для дошкольного возраста. Серия «Энциклопедия подготовки к школе». Человек и его здоровье. -М.: РОСМЭН, 2015.                                                                                                     15. Издание для досуга для детей старшего дошкольного возраста. Серия «Уроки для самых маленьких». Правила дорожного движения. -М.: Издательский дом «Проф-Пресс», 2016.
16. Фильм Зиновия Ройзмана «Последний бронепоезд», 2006.    17.Художественный фильм по роману В. Кожевникова «Щит и меч», 1967-1968.                                                                                                                        18. Фильм Владимира Хотиненко «Поп», 2009.                                       19.Фильм Ризо Чхеидзе «Отец солдата», 1965.                                                   20. Крупенков А.Н. «Пройдемся по старому Белгороду».-6-е изд. -Белгород: КОНСТАНТА, 2012.                                                                                              21. Крупенков А.Н. «Белгородская старина».-Белгород: КОНСТАНТА, 2011.            22. Веронин Т. «Хлеб Небесный:Детям о Таинстве Причащения.-М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. 23.Авторский коллектив во главе с протоиереем Олегом Кобец, редактор –составитель Калашникова С.Н.Сборник методических материалов для организации летнего отдыха в православном детском лагере. «Возрождение традиций душеполезного проведения летнего отдыха детей».-Белгород, 2012.

Новости

Мини-концерт «В тесном кругу друзей»

Мини-концерт «В тесном кругу друзей»
      В ОСГБУ «МЦСПСиД «Семья» Алексеевского городского округа» Белгородской области состоялся мини-концерт  «В тесном кругу друзей»,...

25 апреля 2024 08:14

Акция «Покормите птиц»

Акция «Покормите птиц»
    Воспитанники нашего центра с воспитателем Иконниковой И.Г.  присоединились к добрым экологическим акциям "Покормите птиц" и «Скворечник в каждый...

22 апреля 2024 14:54

Фотосессия в парке

Фотосессия в парке

Весна – это самое удивительное и очень красивое время года. Она наступает так стремительно, что перемены в природе происходят буквально на глазах. В это время всё вокруг ликует и поет, для всей...

17 апреля 2024 14:29

Экскурсия на станцию «Скорой помощи»

Экскурсия на станцию «Скорой помощи»
     15 апреля для воспитанников ОСГБУ «МЦСПСиД «Семья» Алексеевского городского округа» Белгородской области была организована экскурсия на ОГБУЗ «ССМП ...

16 апреля 2024 08:35

Флешмоб «Здоровый ритм»

Флешмоб «Здоровый ритм»

    Ежегодно в апреле отмечается Всемирный день здоровья. Это день для каждого, кто заботится о своём благополучии, здоровом теле и крепком духе, а также стремится к...

12 апреля 2024 09:57

Все новости